• 06.jpg
  • 02.jpg
  • 01.jpg
  • 04.jpg
  • 03.jpg
  • 05.jpg
Все новости Междйнародная выставка-форум "ВэйстТэк" Материалы международной выставки-форума "ВэйстТэк" Доклад Комитета экологии и промышленной безопасности на cеминаре от "ЭКОИНВЕСТ" на Международной выставке ВейстТЭК
30
Май
2013
Доклад Комитета экологии и промышленной безопасности на cеминаре от "ЭКОИНВЕСТ" на Международной выставке ВейстТЭК PDF Печать E-mail

Комитет экологи и промышленной безопасности Регионального Объединения Работодателей «Союз Промышленников и Предпринимателей» Ленинградской области принял участие в cеминаре от "ЭКОИНВЕСТ" на Международной выставке ВейстТЭК 2013 с докладом "Принцип 'частно – государственного' партнёрства в управлении отходами".

Докладчики:

Епинина О.М., Ладыгин К.В., Суетинов В.П.,
Шаршакова М.С. – ООО «ОПКТБ «Экоинж»

Принцип "частно – государственного" партнёрства в управлении отходами.

Главная экологическая проблема всего человеческого общества – это промышленное освоение природы, к чему следует отнести вырубку лесов, неразумную вспашку земель, возрастающее извлечение ископаемых ресурсов, загрязнение воды, воздушного пространства и земельных угодий. Человек свое благополучие строит на бездумной и неуёмной эксплуатации природной среды, отсюда и экологические проблемы.

Вторая по значению экологическая проблема возникает от отходов жизнедеятельности людей – отходов потребления.

Исторически, отходы своей жизненной деятельности человек оставлял на поверхности земли, реже бросал в водоемы. Позже, по мере увеличения отходов, закапывал в землю. При концентрировании населения в поселениях и городах возрастали потоки отходов, возникала проблема отходов, которая потребовала своего решения, например – вывозить отходы за пределы поселения. Состав отходов в основном был органический, который довольно быстро перегнивал, чем и разрешались проблемы.

Много позже, когда выросло благосостояние населения, особенно городского, увеличился поток отходов, а главное – изменился состав отходов, резко обострились и экологические проблемы. Грандиозные размеры свалок породили проблемы связанные с биогазом и фильтратом. Горючий биогаз стал основной причиной возгорания свалок и задымления больших, главным образом, городских пространств. Ядовитый фильтрат – результат «промывки» разлагающейся свалки дождями, талыми водами, просачивается в грунтовые воды и заражает подземные запасы воды.

Решать такие проблемы в густонаселенной местности можно только масштабными инженерными методами. Во-первых, сократить, а в перспективе и прекратить размещение отходов в земле, т.е. на свалках и на полигонах. А это значит, что все отходы нужно будет переработать в полезные продукты и опять использовать на нужды людей. Под такой переработкой можно понимать извлечение вторичных материальных ресурсов и направление их в соответствующую индустрию, компостирование органики (пищевой, растительной) с использованием компоста для ландшафтного строительства, а в перспективе и для сельского хозяйства, а также энергетическое использование отходов. Последнее наиболее актуально в переходный период – период развития системы утилизации вторичного сырья, а также как энергетический источник альтернативной традиционной энергетике. Важно, чтобы полигонным технологиям был объявлен «Zero waste!», что в переводе с древнегреческого - «Ноль отходов!».

В этом отношении впереди планеты всей оказалась Германия, чему способствует поддержка населением раздельного сбора отходов, продуманная соответствующая нормативно-правовая база, большой опыт создания соответствующей техники, популяризация идей экологической чистоты жизни. Также, представляет интерес рациональный опыт Франции, где треть отходов используется в качестве вторичного сырья, треть – энергетически утилизируется и треть – компостируется с использованием компоста на ландшафтное строительство.

В России все чаще появляются чистые поселения и города, где налажена система сбора и вывоза отходов от населения, но логического завершения системы нигде нет, так как практически нигде нет переработки отходов. Всюду безраздельно властвует полигонное (скорее - свалочное) захоронение отходов. Там, где есть сортировочные станции – отсутствует или не продумана маркетинговая политика обращения с вторсырьём. Например, в г. Липецке в центре России при сортировке отбирается всего до 15% вторичных материалов (металл-5%, стекло-5% и полимерная бутылка ПЭТФ- 5%), на заводе МПБО-2 в Санкт-Петербурге также отбирается до 10% вторсырья. Низкий процент отбора вторсырья объясняется сильной загрязнённостью деловой фракции влажными пищевыми отходами и отсутствием маркетинговой политики.

Что способствует массовому захоронению отходов в землю? Способствует отсутствие четвертого звена системы обращения с отходами – переработчика отходов. Три звена уже есть: 1-е звено – это производители отходов (население, школы, больницы, транспорт, торговля и инфраструктурная промышленность), 2-е звено – это транспортировщики отходов (как правило, частные компании, нацеленные только на перевозку, а не на решение экологических проблем отходов), 3-е звено – это работники полигонов, которые в лучшем случае реализуют проектные технологии и от которых практически не зависит изменение экологической ситуации. Все три звена одинаково равнодушны к экологической ситуации с отходами: для производителя главным является избавление от отходов, для перевозчика – перевести их (хоть под кусты), для работника полигона – разместить их в земле. Единственные возможный участник системы обращения с отходами, явно не заинтересованный в закапывании отходов в землю – это 4-е недостающее звено – переработчик, который стремится максимально извлечь все полезное из отходов, а значит сократить, а в пределе и прекратить вывоз отходов на полигон.

Все мусорные проблемы в России объясняются тем, что у нас в России нет ещё переработчика отходов. А его нужно создавать. Желающих бизнесменов вложиться в индустрию отходов достаточно, но эта «индустрия» дорогая и щепетильная. Одному бизнесмену её не осилить. Вот почему важно партнёрство с государством. Государственные структуры должны помочь решить вопросы с землёй, с инфраструктурным обеспечением земли, стать гарантом инвестиций или инвестиционных займов, обеспечить равные конкурсные условия участникам. Не исключено прямое финансовое долевое участие государства.

Как показывает российский опыт появлению этого нового звена системы – переработчика, мешает практически всё: и недоверие властей, и враждебность уже сложившихся структур и значительные риски вложения средств. Преодолеть ситуацию можно только союзом частного предпринимательства и государства. При этом партнёрстве предполагается, что вся управленческая и хозяйственная деятельность принадлежит частному капиталу, а контроль (в основном - экологический) выполняет государство в лице представителей экологических структур соответствующего органа власти. Этот союз полезен еще и тем, что на начальной стадии государство может помочь материально с возвратом долгов из будущей прибыли, а так же стать гарантом от возможных рисков. Государство должно отдать партнеру весь тариф от населения и других пользователей услуг, но контролировать его и обеспечивать его «прозрачность». Государство должно распоряжаться своей долей прибыли от деятельности компании на нужды экологического совершенства территорий (придорожные территории, несанкционированные свалки, мониторинг полигонов и др.) путём создания экологических фондов.

Таким образом, частно - государственное партнерство (а это инициатива, деньги и контроль), а так же продуманная соответствующая нормативно-правовая база должны стать опорой России для рывка в светлое экологическое будущее.

Этапы создания и развития частно-государственного партнёрства могут быть следующими:

Этап I – создание предмета партнёрства.

Муниципальные образования за счет бюджетных средств определяют и создают:

- выделяют земельные участки под места размещения объектов системы обращения с отходами,
- готовят акты выборов участков,
- проводят общественные слушания и обсуждения,
- выполняют рабочее проектирования объектов системы обращения с отходами.

Этап II - создание инструмента реализации партнёрства.

Администрации муниципальных районов под эгидой комитета природопользования субъекта Федерации на основе частно-государственного партнерства создают соответствующие учреждения (акционерные общества, управляющие компании, автономные учреждения) с правом получения бюджетных средств и правом получения и расходования тарифных средств от населения. Для оказания услуг нанимаются люди и организации. С пользователями услуг заключаются договоры и контракты.

Этап III – реализация инвестиционных проектов.

Партнёры реализуют инвестиционный проект за счет софинансирования бюджетов разных уровней и частных инвестиций. Совместно эксплуатируют создаваемые объекты системы обращения с отходами. Государство контролирует качество оказываемых услуг и качество экологического состояния объектов.

Схема потоков ТБО и денежных средств замыкается на соответствующее, например, автономное учреждение. При этом, автономное учреждение заключает соответствующие договоры с управляющими жилищными компаниями, товариществами собственников жилья и даже персонально с собственниками жилья о передаче твёрдых бытовых отходов и об оплате тарифных сборов за обращение с отходами. Автономное учреждение нанимает перевозчика отходов и организует доставку отходов либо на станцию сортировки, либо на завод по переработке вторсырья (автошины), либо на вывоз неутилизируемой части отходов на полигон. Также, автономное учреждение организует работу полигона размещения отходов на договорных началах, организует на договорных началах переработку вторсырья, подготовку вторсырья к реализации и реализацию изделий из вторсырья, осуществляет экологические и налоговые платежи, управляет тарифной политикой и доходами предприятия.

Технологическая схема обращения с ТБО при частно-государственном партнёрстве может быть многоэтапной и гибко реагировать на меняющиеся условия. Например, в начальный период развития, когда рынок реализации вторсырья ещё слаб (собирается вторсырья до 18%), возможен уклон в сторону энергетической утилизации компонентов ТБО (до 37%), а при развитии рынка вторсырья (до 55%) – уменьшение сжигания до 10%. Важным экологическим и экономическим фактором является обращение с пищевой фракцией ТБО, которую предпочтительно собирать отдельно и компостировать, а компост использовать для ландшафтного строительства в городах и районах. Древесную фракцию крупногабаритных материалов, а также часть полимеров целесообразно подвергнуть пиролизу с получением генераторного газа и затем электрической и тепловой энергии для собственных нужд предприятия. Неутилизируемая часть ТБО в начальный период в количестве 20%, а при развитии в количестве 10% размещается на полигоне. Там же размещается и зольный остаток от сжигания.

Важным результатом такого партнёрства может быть тарифная политика. Сегодня никакой «политики» в создании тарифов нет, учитываются прямые экономические затраты и не более. Тарифная политика, на наш взгляд, должна учитывать, прежде всего, экологические интересы населения, она просто обязана сочетаться с разъяснительной и пропагандистской работой с населением. Тарифы должны быть понятны и «прозрачны» для населения. Тарифы могут объяснимо повышаться, например, для закупки нового совершенного оборудования, но и также объяснимо понижаться после ввода в строй этого нового оборудования и усовершенствования системы. Тарифы могут повышаться, если появились новые функции у дворника – он активно участвует в раздельном сборе отходов (опасных: батарейки, лампы, лаки, краски, пищевых отходов и пр.), он убирает от мусора и снега не 10-ти метровую зону от дома, а все дворы … и так далее. Тарифная политика должна учесть появление переработчика отходов и, возможно, помочь ему на первом этапе, но затем должна ощутимо отреагировать на снижение тарифа при разворачивании системы переработки. Тарифная политика должна поддерживать экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Все названные мероприятия могут остаться благими намерениями без активной разъяснительной и пропагандистской работы среди населения. Кто это должен делать? И здесь, как показывает опыт северян из мурманской области, не обойтись без частно-государственного партнёрства неравнодушных лидеров из среды чиновников и активных граждан из частной среды.

Powered by Web Agency
 
© 2019 ООО "Эко-маркетинг". Все права защищены.