• 03.jpg
  • 06.jpg
  • 02.jpg
  • 04.jpg
  • 01.jpg
  • 05.jpg
18
Ноя
2014
Проект резолюции VII Международного Форума «Зеленая экономика» PDF Печать E-mail

ПРОЕКТ

Р Е З О Л Ю Ц И Я
VII Международного Форума «Зеленая экономика»

(СПБГАУ, «20-22» ноября 2014 г.)

24 октября 2014 года в г. Москве в Общественной Палате Российской Федерации были проведены общественные слушания на тему «Проблемы очистки сточных вод и утилизации и переработки твердых бытовых и иных отходов» в рамках подготовки VII Международном Форуме «Зеленая экономика».

Данные общественные слушания проведены под председательством Председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты Российской Федерации Шпектора Игоря Леонидовича и депутата Государственной Думы Российской Федерации 6 созыва, члена Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Кузьмина Николай Алексеевича с участием представителей органов государственной власти и управления всех уровней (федерального, регионального и муниципального), руководителей хозяйствующих субъектов, ученых и специалистов-экспертов, представителей общественных организаций экологического профиля.

[url]ekomarketing.ru/[/url]

Целью проведения данных общественных слушаний стало обсуждение текущей ситуации с накоплением и хранением различных отходов производства и потребления, а также оценка оперативных мер, предлагаемых для незамедлительного начального улучшения и последующего кардинального изменения данной ситуации на территории всей Российской Федерации.

Актуальность указанной тематики продиктована высокой степенью загрязнения окружающей среды в различных регионах Российской Федерации вследствие продолжающегося накопления на полигонах и многих других земельных участках отходов бытовой жизнедеятельности, промышленного и сельскохозяйственного производства, и от иных источников.

При этом на общественных слушаниях были представлены статистические данные, характеризующие текущее состояние, а также тенденции и динамику развития соответствующей ситуации.

По данным Росприроднадзора сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем их обезвреживания и переработки.

Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн промышленных и бытовых отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов, в основном промышленных.

Наибольшую проблему представляют муниципальные твердые бытовые отходы - ТБО, которые составляют около 8-10% от общего количества образующихся отходов. Это связано со сложным составом ТБО и распределенными источниками их образования.

В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня европейских стран. Но, несмотря на это, концентрация ТБО в крупных городах России сейчас резко возросла, особенно в городах с численностью населения от 500 тыс. человек и выше. Объем отходов все увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации и переработки уменьшаются. Доставка отходов от мест их образования до пунктов утилизации требует все больше времени и средств.

В настоящее время в большинстве случаев отходы просто собираются для захоронения на полигонах, что ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах и ограничивает использование городских территорий для строительства жилых зданий. Также совместное захоронение различных видов отходов может привести к образованию опасных соединений.

Участниками общественных слушаний были озвучены и проанализированы причины создавшегося положения с накоплением и хранением твердых бытовых и иных отходов.

При этом большинство участников общественных слушаний согласились с тем, что основная причина такого положения с формированием и развитием необходимых производственных единиц для очистки, переработки и утилизации отходов прямо связана с пробелами в действующем законодательстве и отсутствием единого порядка переработки и вторичного использования отходов.

Заслушав и обсудив выступления докладчиков на общественных слушаниях «Проблемы очистки сточных вод, обезвреживания, переработки твердых бытовых и производственных отходов» в общественной палате Российской Федерации и VII Международном Форуме «Зеленая экономика», участники согласились со следующим:

  1. Учитывая данные имеющейся статистики, признать недопустимым дальнейшее сохранение существующей ситуации с накоплением отходов производства и потребления в Российской Федерации.
  2. Считать необходимым незамедлительное исправление существующей ситуации с накоплением отходов производства и потребления в Российской Федерации путем организации переработки отходов.
    На период становления отходоперерабатывающей отрасли считать рациональным использовать существующие установки термической переработки отходов с получением тепловой и электрической энергии.
    Отходоперерабатывающую отрасль строить на принципах первичного отдельного сбора опасных и пищевых отходов, глубокой сортировки и полной переработки остальных отходов без образования «хвостов» для захоронения в Землю. Неперерабатываемые отходы также подвергать термическому обеззараживанию, зольный остаток использовать в строительных целях.
    Вторичные продукты сельскохозяйственного производства в виде навоза, помёта, соломы, шелухи непременно использовать для получения энергии и высококачественных удобрений для органического земледелия.
  3. В числе первоочередных мер, направленных на выполнение п. II настоящей Резолюции, предусмотреть следующие практические мероприятия:

    1). Организовать и внедрить пилотные проекты раздельного сбора твёрдых бытовых отходов по принципу «три мешка»: опасные отходы, пищевые отходы, всё остальное.

    2). Разработать и реализовать пилотные проекты строительства комплексов по термической переработке твердых бытовых отходов, по «глубокой» сортировки и переработке отходов с получением вторсырья и вторичных изделий.

    3). Обязать осуществление дегазации всех существующих свалок и полигонов ТБО с использованием биогаза для энергетических целей.

    4). Предложить Правительству и Государственной Думе РФ:

    1. Привести к соответствию Российскому законодательству Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, и проект поправок Правительства РФ к Законопроекту № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации» куда внести следующие понятия и дополнения:

      Статья 1. Основные понятия
      В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
      Товары б/у – продукция произведённая предприятиями и пришедшая в негодность или отслужившая свой срок и потерявшая свои потребительские свойства.
      Побочный продукт – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, навоз от сельскохозяйсвенного производства и жизнедеятельности человека.
      Отходы производства и потребления (далее – отходы) – товары б/у и побочные продукты если они не направлены на переработку или обезвреживание, а размещены на объектах временного размещения отходов.
      Слова «Захоронение» заменить словами «временное размещение».
      Слова «утилизация» заменить конкретным понятием, словами «обезвреживание».
      Слова «использование» заменить конкретным понятием, словами «переработка».
      Обращение с отходами – деятельность по сортировке, обезвреживанию и переработке отходов временно размещённых на территориях временного размещения отходов.
      Далее по тексту.

      Статья 4. Отходы как объект права собственности
      Право собственности на отходы принадлежит собственнику объекта размещения отходов со всеми вытекающими правами и обязанностями (Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ в ред. от 16.10.2012 г. статья 14 п.18. статья 15 п.14 статья 16 п.24).
      Далее по тексту.

    2. Платежи за загрязнение окружающей среды взимать с собственников объектов размещения отходов, что позволит стимулировать собственников объектов размещения отходов и руководителей муниципальных органов власти устанавливать на территориях объектов размещения отходов сортировочные линии, установки по обезвреживанию и переработке отходов. Это позволит минимизировать массовую долю размещённых отходов, а значит уменьшить количество объектов размещения отходов, в идеале отказаться от размещения вообще, наладив только переработку и обезвреживание.

    5). Руководителям муниципальных органов власти при подготовке тендеров управляющих компаний на право предоставления услуг по обслуживанию зданий производственного и жилого фондов, к обслуживанию допускать компании, которые в состоянии:

    1. Восстановить раздельный сбор и ежедневный вывоз пищевых остатков для использования их по прямому назначению на корм животным, производству сухих кормов и комбикормов или перерабатывать в компост и использовать для ландшафтного строительства или перерабатывать совместно с навозом в органические удобрения, вырабатывая одновременно углеводородное сырьё для получения электрической и тепловой энергии.
    2. Повсеместно восстановить сбор и вторичное использования макулатуры, изделий из древесины, пластиков, металла, и всего, что произведено промышленностью и руками человека, исключив возможность попадания этих изделий на полигоны и свалки.

    6). На заседаниях трёхсторонних комиссий местного самоуправления поселений на территории которых находятся животноводческие предприятия любых форм собственности, разработать и принять программы строительства предприятий глубокой переработки побочного продукта (навоза) животноводства на основе современных отечественных технологий, с производством электрической и тепловой энергии, высококачественных, экологически безопасных, органических удобрений. Компенсацию затрат на строительство этих предприятий получать из федерального и регионального бюджетов.

    7). Муниципальным, региональным и федеральным органам власти восстановить в производстве и торговых сетях залоговую стоимость тары. Законодательно вменить в обязанность предприятиям торговли организовать приём тары с возвратом залоговой стоимости, а предприятиям производителям принимать тару на основании закона о возвратной таре и производить её вторичное использование или переработку. За размещение тары на свалках должна быть вменена уголовная ответственность.

    8). Главам муниципальных образований, на территории которых находятся полигоны отходов (свалки), обязать руководителей предприятий, арендующих территорию под эти свалки и принимающих отходы, устанавливать производственные комплексы по сортировке, переработке накопленных и вновь поступающих отходов.

    9). Руководителям региональных департаментов Росприроднадзора, организовывая контроль исполнения законодательства РФ в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обращения с отходами, проверки начинать с органов местного самоуправления муниципальных образований, а не с предприятий, так как, согласно законодательству РФ, ответственность за организацию сбора, переработки, обезвреживанию и размещению отходов несут руководители муниципальных образований. Как они организовали, так народ и исполнил. Необходимо понимать, что, организация сбора, переработки, обезвреживания и, в исключительных случаях, временное размещение отходов – это такое же социальное обеспечение граждан, проживающих на территории муниципальных образований, их экологическое благополучие, и это одна из основных обязанностей государственной власти.

    10). Платежи за загрязнение окружающей среды, при размещении отходов на полигонах и свалках, должны взыматься с предприятий, владельцев полигонов и свалок по факту их заполнения. Чем меньше отходов разместили, тем меньше платежи. Отсюда прямая выгода организовывать сортировку, переработку и обезвреживание.

    11). Ответственность за контроль экологического благополучия содержания полигонов (свалок), поступления платежей за аренду земельных участков на которых находятся эти свалки, несут чиновники отделов охраны окружающей среды муниципальных образований, то есть, глава данного МО. Не реже чем один раз в год, начальник отдела охраны окружающей среды МО, отчитывается перед членами трёхсторонних комиссий местного самоуправления об экологическом состоянии полигона (свалки) и о мерах, принятых для ликвидации негативных последствий, если таковые были.

    12). Обязанность по ведению учета образования и накопления отходов, предоставлению отчетности по форме 2-тп (отходы) возложить на руководителя предприятия временного размещения отходов.

    13). Сократить вдвое субсидирование использования минеральных удобрений и освободившиеся средства направить на субсидирование производства и применение органических удобрений. Вывести навоз и помет из категории опасных отходов и ввести для них понятие «Побочный продукт» - сырье для производства органических удобрений. Отменить взимание платы за размещение и хранение этих видов органики. Установить, что торф, навоз, помет, а также изготовленные на их основе органические удобрения не входят в понятие «агрохимикаты» и на них не распространяются ограничения в хранении и использовании, применяемые к агрохимикатам.

  4. Признать целесообразным осуществление постоянного мониторинга мероприятий предложенных (предусмотренных) согласно настоящей резолюции и, соответственно, мер контроля за их выполнением, - в связи с чем считать необходимым:

    1. Уполномочить на проведение указанного мониторинга и контроля Комиссию по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты Российской Федерации.
    2. Членам оргкомитета Международного Форума «Зеленая экономика» принять участие в подготовке и реализации «Национальной стратегии внедрения энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и производств в строительство и жилищно-коммунальное хозяйство».
    3. Считать необходимым проведение в Общественной Палате Российской Федерации очередных (повторных) общественных слушаний по тематике настоящих общественных слушаний в период не позднее I квартала следующего, 2015 года.
  5. Направить настоящую Резолюцию из Общественной Палаты Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в законодательные (представительные) и высшие (исполнительные) органы государственной власти Российской Федерации.

 Основное содержание настоящей Резолюции оглашено на заключительном заседании общественных слушаний «Проблемы очистки сточных вод, обезвреживания и переработки отходов производства и потребления» «24» октября 2014 г. и на VII Международном Форуме «Зеленая экономика».

Оргкомитет
VII Международного Форума
«Зелёная экономика».

Powered by Web Agency
 
© 2019 ООО "Эко-маркетинг". Все права защищены.