• 02.jpg
  • 01.jpg
  • 06.jpg
  • 04.jpg
  • 03.jpg
  • 05.jpg
Все новости Обсуждения, предложения Предложения по уточнению общих принципов организации МСУ в РФ
23
Янв
2014
Предложения по уточнению общих принципов организации МСУ в РФ PDF Печать E-mail

Уважаемые коллеги!

По итогам Всероссийского съезда муниципальных образований, состоявшегося 8 ноября 2013 года в Суздале 17 января 2014 года в селе Путилово Кировского района Ленинградской области состоялась научно-практическая конференция «150 лет земства в России: итоги Всероссийского съезда местного самоуправления, изменение принципов организации местного самоуправления» (далее – Конференция). По итогам Конференции подготовлены предложения по уточнению общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Предложения).

Прошу Вас ознакомиться с Предложениями и дать, при необходимости, Ваши замечания и дополнения.

С уважением,

Председатель Комитета по экологической,
промышленной и технологической
безопасности регионального объединения
работодателей «Союз промышленников
и предпринимателей» Ленинградской области
подпись В.В.Сивков



/ В.В. Сивков /

ПРОЕКТ

Предложения
по уточнению общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации (во исполнение запроса Всероссийского съезда муниципальных образований, исх. от 24.12.2013 № 311)

1. Возможность реорганизации муниципальных районов.

Считаем одной из главной проблем действующей системы местного самоуправления (далее МСУ) в РФ её двухуровневость, а именно наличие на территории двух муниципальных образований поселения и района. Несмотря на предусмотренную федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее 131-ФЗ) самостоятельность и неподчиненность данных муниципальных образований друг другу, по факту вопрос кто главнее существует и часто мешает нормальной деятельности и взаимодействию муниципальных районов и поселений. Добавляет проблем в это взаимодействие и право передачи полномочий поселений в муниципальный район, и право ликвидации администраций районных центров которые по факту часто начинают трактоваться не как право, а как обязанность. В тоже время наличие двухуровневости не является обязательным, так как Европейская хартия МСУ, ратифицированная РФ в полном объеме, не предусматривает двух уровней МСУ.

Учитывая вышесказанное, а также необходимость обеспечить максимальную близость и доступность муниципальной власти для населения считаем необходимым ликвидировать двухуровневость МСУ в РФ путем ликвидации двух типов муниципальных образований предусмотренных 131-ФЗ, а именно: муниципальных районов и городских округов, а всю систему МСУ формировать на уровне поселений. Заодно предлагаем при осуществлении данной реформы отказаться от наименований муниципальных образований городское и сельское поселения, заменив их на городские и сельские муниципалитеты.

В тоже Время необходимо учитывать возникающую в данном случае проблему взаимодействия органов исполнительной власти субъектов федерации с большим количеством муниципалитетов напрямую, предлагаем дополнить действующую отраслевую систему организации органов региональной власти территориальными структурами, которые могут быть созданы на базе существующих администраций муниципальных районов. Для реализации данного предложения считаем необходимым дополнить п.4 ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее 184-ФЗ) следующим абзацем: «Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации должна включать отраслевые и территориальные подразделения.

В качестве обеспечения единообразия организации исполнительных органов власти субъектов Федерации на всей территории РФ считаем возможным определение в 184-ФЗ основных полномочий исполняемых территориальными органами исполнительной власти субъектов федерации; например:

- обеспечение координации и взаимодействия всех территориальных органов государственной власти, силовых и контролирующих структур на территории.

- организация координации и взаимодействия органов МСУ на территории между собой и с органами исполнительной власти субъекта федерации.

- контроль за организацией предоставления государственных услуг региональными органами исполнительной власти, особенно в части услуг здравоохранения, общего среднего и дополнительного образования, социальной защиты, детских дошкольных учреждений, либо организация данных услуг.

- исполнение функций единого организатора контроля за деятельностью органов МСУ.

2. Учреждение органов местного самоуправления на уровне районов крупных городов.

Так как города имеют единую систему городского хозяйства и инженерной инфраструктуры считаем создание внутри городских полноценных органов МСУ невозможным. Развитие местного самоуправления в крупных городах и приближение его к населению вполне возможно через систему территориального общественного самоуправления (далее ТОС) предусмотренную 131-ФЗ.

В тоже время считаем необходимым дополнить 131-ФЗ положениями, делающими систему ТОС более привлекательной для населения и в плане полномочий передаваемых ТОС на реализацию, и в части финансового обеспечения деятельности ТОС.

3. Определение публичных полномочий, реализациях которых целесообразна на местном уровне.

Два существенных отступления:

Первое: Обращаем внимание на частую путаницу двух терминов: полномочия МСУ и вопросы местного значения, которая к сожалению допускается в многих документах и выступлениях. Первичны вопросы местного значения, которые определяют те области жизнедеятельности ответственность, за которые несет МСУ. Полномочия же это образно говоря инструменты, которыми может пользоваться МСУ для решения вопросов местного значения. В связи с вышесказанным далее будем говорить про вопросы местного значения, а не про полномочия.

Второе: Правильнее сначала определить какие вопросы местного значения должно решать МСУ в интересах местного населения, и уже потом исходя из этого, определять финансовые потребности МСУ, и ни в коем случае не наоборот.

При определении вопросов местного значение необходимо исходить из следующих принципов:

- вопросы местного значения должны определять повседневную жизнь населения, быть видимы и постоянно значимы для большинства населения муниципалитета.

- вопросы местного значения должны иметь возможность решаться в пределах одного муниципалитета без взаимного влияния соседних территорий.

вопросы местного значения не должны иметь общегосударственный, общенациональный характер.

Предлагаем в качестве основы использовать действующие вопросы местного значения определенные ст.16 131-ФЗ для городского округа, как суммы вопросов местного значения муниципальных районов и поселений. В приложении приведены в табличном виде наши предложения по определению вопросов местного значения, которые мы предлагаем закрепить за муниципалитетами и которые мы предлагаем перевести в ранг государственных вопросов подведомственных субъектам федерации.

Также необходимо внимательно изучить, проанализировать и распределить и иные вопросами и права местного значения, которые устанавливают другие федеральные законы.

Так, например; права определенные п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» должны сохраниться у муниципалитетов.

4. Определение финансовых потребностей муниципальных образований для реализации вопросов местного значения.

Финансовое обеспечение деятельности МСУ является наиболее сложным вопросом, так как для его решения необходимо обеспечить взаимоувязку финансовых потребностей МСУ, субъектов федерации и федеральных органов государственной власти. Предлагается решать данный вопрос в три этапа.

Первый этап: За муниципалитетами закрепляются действующее сегодня финансовое обеспечение муниципальных районов и поселений, с увеличением доли отчислений НДФЛ до 50%, закреплением отчислений в размере 50% транспортного налога. Система оплаты НДФЛ изменяется с оплаты по месту работы на оплату по месту проживания. Второй этап: Министерство регионального развития совместно с Министерством финансов разрабатывают систему удельных стандартов (в расчете на 1 жителя, на 1 рабочее место, на 1 м2 дорог, на 1 м2 дворовых территорий и т.д.) минимального финансового обеспечения каждого вопроса местного значения.

Третий этап: на основе разработанных стандартов разрабатывается федеральный закон «О финансовом обеспечении местного самоуправления в РФ». Данным законом должна быть введена система бюджетного выравнивания и дотирования МСУ в целях финансового обеспечения всех муниципалитетов на уровне не ниже минимальных удельных стандартов финансового обеспечения.

5. Развитие на местах гражданской активности, обеспечивающей реальную возможность участия граждан в управлении муниципальными образованиями.

Для решения данного вопроса необходимо более активно использовать систему ТОС предусмотренную ст.27 131-ФЗ. В настоящее время ТОСы развиваются не очень активно, в первую очередь потому что законом определена цель деятельности ТОС - реализация собственных инициатив по вопросам местного значения, и не определено финансовое обеспечение деятельности ТОС. Также не определены четко размеры территории ТОС, права, полномочия, ответственность. Предлагаем внести в 131-ФЗ следующие дополнения и изменения, которые сделают ТОС более привлекательными для активных жителей.

- во исполнение Федерального закона от 27.11.2002г. №156-ФЗ обеспечить условия и непосредственно участвовать в создании территориального объединения работодателей и организацию работы трёхсторонней комиссии.

- обеспечить условия и непосредственно участвовать в создании территориальных общественных объединений трудящихся организовывать их участие в работе трёхсторонних комиссий.

- определить территорию ТОС, как один или несколько кварталов, ограниченных улицами общегородского значения.

- определить максимальную и минимальную численность жителей ТОС. Это может быть как абсолютное значение, например от 1 до 5 тыс.чел., так и относительное значение, например от 5% до 20% жителей муниципалитета.

- определить цели деятельности ТОС как, самостоятельное и под свою ответственность решение жителями части вопросов местного значения.

- определить вопросы местного значения, которые могут решаться самостоятельно ТОС в пределах своей территории. Например:

• обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)

• осуществление муниципального жилищного контроля, в соответствии с жилищным законодательством

• участие в профилактике терроризма и экстремизма

• обеспечение первичных мер пожарной безопасности

• создание условий для массового отдыха жителей ТОС и организация обустройства мест массового отдыха населения

• обеспечение условий для развития на территории ТОС физической культуры и массового спорта

• организация благоустройства территории ТОС (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

- определить минимальный объем финансовых средств местных бюджетов направление использования, которых определяется органами управления ТОС. Например не менее 20% собственных доходов местного бюджета должны расходоваться на мероприятия определенные ТОС, пропорционально численности (пример: численность жителей муниципалитета - 20 тыс.чел., собственные доходы муниципалитета 100 млн.руб., численность жителей конкретного ТОС - 2 тыс.чел. Объем финансовых средств направляемый на мероприятия конкретного ТОС: (2000чел/20000чел)*100 млн.руб. *20% = 2 млн.руб.).

6. Обеспечение формирования кадрового резерва и ротации управленческих кадров между уровнями публичной власти.

Для формирования полноценного кадрового резерва необходимо в первую очередь повысить имидж муниципального служащего, привлекательность муниципальной службы. К сожалению СМИ в основном преподносят негативные сведения о деятельности высших чинов муниципальной службы - глав муниципалитетов, глав администраций. При этом совершенно не освещается в региональных и федеральных СМИ деятельность основного костяка МСУ, среднего уровня муниципальных служащих, начальников отделов в маленьких администрациях, главных и ведущих специалистов и именно в этих должностях и ощущается острая нехватка квалифицированных, молодых кадров.

Вопрос повышения привлекательности муниципальной службы вопрос многогранный. Для его решения надо заниматься и увеличением денежного содержания муниципальных служащих, и создавать программу повышения имиджа служащего на федеральном и региональном уровнях, и с особой осторожностью подходить к вопросам бездумного сокращения служащих, особенно при одновременном росте вопросов местного значения (пример по МО «Кировск». 2006 год: количество вопросов местного значения - 22, нормируемое число муниципальных служащих - 39. 2013 год: количество вопросов местного значения - 39, нормируемое число муниципальных служащих - 23).

Для обеспечения понятной и честной ротации управленческих кадров необходимо на федеральном уровне составить нечто похожее на «Табель о рангах» введенный Петром I. Данный документ даст понятие сопоставимости уровней должностей различных федеральных, региональных и муниципальных органов. Также одинаковыми должны быть и квалификационные требования к сопоставимым должностям. При таком подходе государственные и муниципальные служащие будут точно знать уровни должностей в иных органах управления, на которые они могут претендовать исходя из своей квалификации и интересов.

7. Избирательная система выборов органов МСУ.

Представительный орган МСУ должен выбираться прямым всеобщим тайным голосованием по мажоритарным округам, без участия партийной системы.

Предлагается высшему должностному лицу МСУ присвоить единое по РФ наименование - мэр.

Сохранить два варианта избрания мэра: всеобщим прямым тайным голосованием или выбором депутатами представительного органа из своего состава. Во втором случае мэр одновременно является председателем представительного органа. Выбор варианта избрания мэра определяется уставом муниципалитета.

Исключить норму совмещения должностей мэра и главы местной администрации. Глава местной администрации должен назначаться по итогам конкурса представительным органом и освобождаться от должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ также представительным органом.

8. Обеспечение финансовой самостоятельности МСУ.

Финансовая самостоятельность МСУ и законодательно закрепленное право участия населения в формировании и утверждении местного бюджета - основа реального МСУ. К сожаление в настоящее время эта основа действиями прокуратуры и судов существенно подрывается.

Пример: состояние дорог, тротуаров, пешеходных дорожек и благоустройства в общем в большинстве муниципалитетов оставляет желать лучшего. Правильнее было бы сразу решить все эти вопросы, но денег никогда на все сразу не хватит, и главным становится определение приоритетов в интересах большинства населения муниципалитета. Для этого существует законодательно определенная процедура подготовки, рассмотрения и принятия местного бюджета с участием населения на всех этапах. В результате всех этапов рождается компромиссный, но сформированный в интересах большинства бюджет. Однако отдельные жители могут, игнорируя бюджетный процесс, не принимая участия в публичных слушаниях по бюджету, просто написать жалобу в прокуратуру на ненадлежащее состояние, например, тротуаров около своего дома. Прокуратура, также, не принимая во внимание особенности бюджетного процесса, подают иски в суд с требованием привести ремонт конкретных тротуаров. Суды, также, не учитывая финансовые возможности МСУ, принимают решение об обязании муниципалитета отремонтировать тротуары. В одном из решений суд даже вывел универсальную формулу: «Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов МСУ с наличием финансовой возможности». Таким образом, публичная процедура и непосредственное участие населения в формировании местного бюджета подменяется фактически закрытой процедурой в интересах конкретных лиц (заявителей) в ущерб большинству населения муниципалитета.

- Необходимо законодательно закрепить приоритет публично принятого местного бюджета перед заявлениями и исками частных или иных, в том числе контролирующих лиц, в случае если реализация их требований вызывает необходимость финансирования из местного бюджета.

- Изменить принцип формирования, обсуждения и утверждения бюджета субъекта федерации (СФ): не с верху вниз по остаточному принципу, а с низу в верх. Сначала формируются, обсуждаются и утверждаются бюджеты субъектов МСУ, а уже на их основании формируется, обсуждается и утверждается бюджет СФ, что и соответствует принципам местного самоуправления: - правительство с администрацией для трудового народа, а не наоборот;

- Начать планомерную и коренную реорганизацию банковской системы РФ, которая должна выполнять функции обеспечения и защиты финансового благополучия граждан РФ и субъектов МСУ. На территории субъекта МСУ необходимо открыть отделение сбербанка РФ в котором должны быть открыты счета граждан проживающих на территории данного субъекта МСУ, р/с общественных объединений, религиозных приходов всех конфессий расположенных на этой территории, р/с предприятий находящихся этой территории и р/с администрации МСУ. Расчётный счёт администрации МСУ должен состоять:

Пассив – учётный счёт всей общественной собственности находящейся на территории субъекта МСУ отображённый в денежном выражении (земля, водоёмы, леса, здания и сооружения, дороги и тротуары, парки, заборы и ограждения, памятники, кладбища, собственность муниципальных предприятий, техника, инвентарь, машины и оборудование) – это «золотой» запас субъекта МСУ, под залог которого администрация МСУ согласно протокола решения заседания трёхсторонней комиссии может предоставить кредит под 3% годовых заявителю на производственно-хозяйственные нужды под предоставленный проект и хоз. фин. план использования и возврата этих денежных средств согласно договора кредитования, подписанного кредитором, банком и заёмщиком. Когда заявитель возвращает предоставленный кредит, то денежные средства суммы кредита зачисляются на р/с субъекта МСУ как доход и используется на эксплуатационные затраты и текущий ремонт основных фондов, а сумма процентов делится на три части и зачисляется:

- 1% на суб счёт денежных средств капитального ремонта общественной собственности субъекта МСУ.

- 1% на суб счёт денежных средств социального отдела субъекта МСУ.

- 1% на р/с банка за финансовое обеспечение кредита.

Расчётные счета предприятий, религиозных приходов, общественных объединений и других организаций имеющих на своих балансах собственность выраженную в денежных единицах и находящихся на территории субъекта МСУ, так же держат с в этом отделении сбербанка свои «пассивные» и «активные» счета и могут брать сами кредиты под залог своих «пассивов» на расширение и обновление производственных фондов, на производственно-хозяйственные нужды под 2% годовых и предоставлять кредиты под залог своих «пассивов», заёмщикам, под 3% годовых.

Расчётные счета зарегистрированных и постоянно проживающих на территории субъекта МСУ граждан, так же имеют «пассив», счёт на котором в денежном выражении отражается собственность имеющаяся у данного гражданина и «актив» – счёт на который перечисляется заработная плата, пенсия, социальные пособия и любые другие доходы причитающиеся хозяину данного счёта. Для использования денежных средств этого счёта гражданину банком выдаётся пластиковая карта. Для поддержания в исправном, рабочем состоянии своего движимого и недвижимого имущества, выполнения капитальных ремонтов, приобретения новой техники, оборудования, расширения производства, гражданин должен иметь право брать в банке кредит в сумме счёта своего «пассива» под 1% годовых с оформлением договора займа с банком, при возврате денежных средств, сумма кредита зачисляется на счёт в «актив» гражданина, а 1% от суммы кредита на счёт банка, за обеспечение кредита.

- привести к соответствию Конституции РФ судебную систему РФ и Федеральный Закон о судьях РФ.

9. Нормирование численности муниципальных служащих.

В настоящее время в силу положений Бюджетного Кодекса РФ муниципалитеты, обладающие достаточно квалифицированными работниками, способными подготовить большое количество документов для участия в региональных и федеральных программах, способными добиться права участвовать в этих программах, обладающими собственными финансовыми ресурсами для софинансирования программ, не являющиеся дотационными попадают под нормирование расходов на оплату труда работников и содержание органов МСУ. Таким образом, чем лучше работает администрация МСУ, тем больше её нормируют.

Данный факт на наш взгляд вызван нелогичностью положений п.2,3,4 ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ, а именно включением субсидий в определение размеров межбюджетных трансфертов, от доли которых в собственных доходах местных бюджетов и определяется уровень нормирования.

Предлагаем в п.2,3,4 ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ внести изменения и начало каждого пункта изложить следующим образом: «Муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субсидий, субвенций, а также межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала...», далее по тексту.

10. Считаем, что Администрации Президента РФ, депутатам Государственной Думы РФ, необходимо разобраться самими, а затем разъяснить гражданам РФ – в каком Государстве мы живём, каковы границы этого государства.

Если граждане бывших братских республик теперь иностранцы, то они должны получать визы на въезд для работы на территории нашей страны, в документах должно быть отражено: название и адрес предприятия, в качестве кого иностранный гражданин приглашён и где будет зарегистрирован.

11. Считаем, что всем ветвям власти РФ, всем религиозным конфессиям и всему гражданскому обществу нашего много национального Государства необходимо начать восстанавливать веками сложившийся институт семьи: -

В нашей многонациональной стране семья всегда состояла из дедушек, бабушек, папы, мамы и детей. Такая организация семейной жизни позволяла решить все проблемы семейного быта, вовремя пока родители находятся на работе, старшие родители занимаются домашним хозяйством, полным воспитанием и первичным образованием детей. Государству, в лице органов местного самоуправления необходимо только обеспечить условия комфортного проживания и занятость населения. Такой институт организации семьи ликвидирует необходимость повсеместного строительства садиков, домов престарелых, тюрем и колоний.

Powered by Web Agency
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2019 ООО "Эко-маркетинг". Все права защищены.